Отопление
Отопительная система в личных коттеджах и многоквартирных домах содержит в себе трубы и радиаторные батареи, подверженные в процессе использования естественному завоздушиванию. Попадающие в конструкцию воздушные массы образуют пробку, что затрудняет либо стопроцентно останавливает перемещение теплоносителя в трубах. Результатом схожей ситуации становится отсутствие прогрева воздуха в помещениях до нужных температурных характеристик. Существует несколько методов спустить воздух с системы отопления. Давайте разберемся в вопросах удаления воздушных пробок
Предпосылки завоздушивания системы
Существует несколько довольно распространённых обстоятельств, провоцирующих возникновение воздушной пробки снутри отопительных конструкций:
- разгерметизация, произошедшая в процессе воплощения планово-предупредительных либо ремонтных работ;
- некорректная промывка либо опрессовка системы с последующим наполнением водяного контура штатным теплоносителем;
- локальное нарушение целостности трубопроводов и радиаторных батарей под нехорошим наружным воздействием либо в итоге ошибок обслуживания и эксплуатации;
- в личных домовладениях – отсутствие в смонтированной системе достаточного трубного наклона и расширительного бачка;
- пониженный уровень давления в водопроводе, наполнение образовавшихся пустот воздухом;
- неисправное состояние воздухозаборных частей;
- подсоединение к отопительной конструкции системы «тёплый пол» с различными по высоте трубами;
- всасывание воздуха через негерметичные шовные соединения и участки соединений;
- низкое качество теплоносителя, перенасыщенность его газами;
- восполнение объёма термического носителя путём прибавления холодной водопроводной воды.
Одна из более нередко встречающихся заморочек – наличие ошибок и погрешностей на шаге сотворения проектной документации либо монтажа трубной разводки.
Варианты удаления воздуха с отопления
Хорошим методом спуска воздуха станет монтирование в отопительную систему ручных (механических) либо автоматических воздухоотводчиков. 1-ый (локальный) вариант заключается в установке кранов Маевского на торцах всех радиаторов.
2-ой метод – это вертикальный либо горизонтальный установка высокопроизводительных отводчиков воздуха, дополненных фильтрами на подачу воды и «обратку». Наивысшую эффективность обезвоздушивания указывает многоступенчатая система с раздельным сбросом воздуха в различных точках.
Кран Маевского
Запорная арматура игловатого типа СТД-7073В делается из различных материалов. Латунные изделия не подвергаются коррозии, надёжны и долговечны. В вертикальных системах запорная арматура устанавливается на все устройствах верхнего этажа, а в горизонтальных – на все радиаторные батареи.
Правила выполнения работ:
- установить краны;
- открыть запорную арматуру на один оборот;
- закрыть кран после возникновения воды.
Запорная арматура должна быть присоединена в высшей части радиатора, напротив входа жаркого водоснабжения. Отверстие фасонной детали размещается по направлению от стенки, с маленьким наклоном вниз. Относительно обычный метод спуска воздуха с отопления.
Автоматические отводчики
Особенность автоматических воздушных клапанов заключается в различных видах выполнения: угловые, прямые и радиаторные. Удаление воздушной пробки осуществляется средством наивысших точек в трубопроводной сети. Угловые и радиаторные конструкции устанавливаются в недоступных местах.
Сепараторы воздуха
Устройство отведения воздуха из трубопроводной сети применяется в высшей части системы отопительного контура и обеспечивает сбор воды, обогащённой частичками воздуха. Весь растворённый воздух трансформируется в пузыри, после этого на сто процентов и удаляется. Выбор модели находится в зависимости от конструктивных черт сети, температурного режима термического носителя, расположения трубопровода и других технических характеристик.
Многоступенчатая система
Композиция нескольких видов устройств в одной схеме обеспечивает очень действенный спуск воздуха с отопительной системы.
Правила установки различных устройств:
- запорная аппаратура Маевского – на радиаторных батареях;
- автоматический воздухоотводчик – вблизи с обогревательным оборудованием, в высшей точки системы отопления;
- воздухоотводные устройства другого типа – на коллекторах.
Установка определенных видов воздухоотводных изделий в различных установочных местах гарантирует малый риск образования скоплений пузырьков воздуха и пробок снутри трубных систем либо радиаторных батарей.
Нагрев теплоносителя
Время от времени, с целью удаления воздушной пробки с отопительной сети применяется естественный метод удаления лишнего количества воздуха достаточно сильным прогревом среды. Температурный режим термического носителя в данном случае увеличивается до 95-100 о С, что ускоряет его движение по трубопроводной конструкции и избавляет скопившиеся пробки. Вариант не отличается высочайшей эффективностью и применяется в качестве критической меры.
Спуск воздуха с радиатора
На современных конструкциях обезвоздушивание делается через запорную арматуру игловатого типа СТД-7073В. Старенькые батареи высвобождают от пробки через обыденную заглушку, средством газового ключа, растворителя либо преобразователя ржавчины, фум-ленты.
Поэтапное выполнение работ:
- установить под батарейной секцией с заглушкой пустую ёмкость достаточного объёма;
- обмотать ветошью часть радиатора вокруг заглушки для понижения напора воды;
- обработать соединения радиатора и заглушки растворителем ржавчины (по мере надобности);
- осторожно открутить заглушку с помощью газового ключа.
В процессе проворачивания резьбы заглушки необходимо прислушиваться к звуку выходящего воздуха. Из батареи при таком варианте спуска воздуха выливается приблизительно 4-5 л воды, после этого на место устанавливается заглушка, обмотанная сантехнической лентой. Целенаправлено поменять стандартную заглушку автоматическим отводчиком либо краном Маевского.
Спуск через расширительный бак
В домовладениях с персональной системой отопления инсталлируются расширительные баки закрытого и открытого типа. В открытых конструкциях естественным методом опускается уровень воды либо другого термического носителя.
Долив системы целенаправлено производить через нижний вентиль радиатора, но допускается заливать теплоноситель конкретно в бак. Запущенной системе необходимо дать поработать пару минут, что дозволит вытолкнуть пробку. В неприятном случае применяется стандартный слив через радиатор.
Спуск воздуха с насоса
Если в отопительном контуре есть встроенный циркуляционный насос, то воздушная пробка, обычно, нарушает его функционирование. При установке насосного оборудования выше гребёнки, или использовании только штатного агрегата (котла отопления), необходимо ослабить винт, расположенный в центральной части крышки. В итоге весь скопившийся воздух выйдет наружу. После стравливания воздуха циркуляционный насос необходимо включить на 5-10 минут для прокачки трубопроводной сети.
Как спустить воздух в квартире
Сброс лишнего воздуха в системах отопления многоквартирных домов осуществляется по стандартной схеме.
При нижнем розливе:
- пуск элеватора на сброс;
- внедрение запорной арматуры;
- перепускание стояка на сброс.
В многоквартирных домах с верхним розливом делается открытие спец «сбросника» на расширительном баке при выдвинутом штоке.
Признаки наличия воздуха в отоплении
Неверное функционирование и понижение эффективности отопительной системы вследствие её завоздушивания сопровождается соответствующими признаками:
- очень гулким перемещением теплоносителя по трубам и радиаторам;
- вибрацией конструкций, ослабеванием соединений и разрушением сварных швов;
- нарушением циркуляции теплоносителя;
- неравномерный прогрев батареи в различных частях;
- осязаемым повышением расхода применяемых топливных ресурсов.
Скопившиеся снутри железных конструкций воздушные массы провоцируют постепенные коррозийные конфигурации, что является предпосылкой разрушения системы и её раннего выхода из строя. Необходимо как можно быстрее избавиться от воздушных пробок.
Профилактические меры
К числу более действенных и доступных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение завоздушивания сети, относится:
- соблюдение правил монтажа всех частей конструкции и девайсов;
- установка особых устройств, отводящих воздух в ручном либо автоматическом режиме;
- постоянная ревизия плотности соединений и участков соединений;
- спуск воздуха до наполнения водой системы отопления;
- контроль работы водогрейного оборудования;
- проверка черт термического носителя на соответствие требованиям;
- контроль показаний манометра и давления в трубопроводах;
- периодический зрительный осмотр трубопроводов и радиаторных батарей.
Безотступно рекомендуется в процессе использования и обслуживания временами делать штатное удаление воздушных пробок.
Как спустить воздух с котла
Эксплуатация водяных систем отопления может сопровождаться попаданием воздуха во внутреннюю полость труб, радиаторов и источника тепла. Появление воздушной пробки ведёт к изменению характеристик теплоносителя на отдельных участках либо во всей отопительной магистрали. Завоздушивание котла может привести к перегреву теплообменника и выходу из строя отопительного оборудования. Каждый юзер автономной системы подогрева должен уметь без помощи других избавляться от пробок, возникающих снутри водяной системы.
Как спустить воздух с котла
Современные источники тепла оборудуют автоматическими развоздушивателями либо кранами Маевского, расположенными в высшей части агрегата. Такое конструктивное решение позволяет стравливать воздух при рабочем режиме, не останавливая процесса подогрева помещения точно так, как и с любого радиатора, на котором установлен схожий вентиль.
Для этого, временами открывают и закрывают кран Маевского, с интервалом в пару минут. Функцию повторяют до возникновения шипения либо свиста, свидетельствующего о выходе воздушной пробки. Возникновение звука просит выдержки стравливающего приспособления в открытом положении до возникновения теплоносителя.
ВНИМАНИЕ! Автоматический воздухоотводчик должен сам избавлять котёл от пробок, при работе агрегата. Но если удаётся стравить воздух из теплообменника после нажатия на золотник, расположенный под колпачком этого устройства, то это свидетельствует о неисправности развоздушивателя!
Отсутствие особых приспособлений для устранения пробок на котле, просит прибегнуть к помощи таких же устройств на трубопроводах, расположенных выше источника тепла.
СПРАВКА! Верно смонтированные автономные и стационарные системы отопления оборудуют стравливающими элементами в верхних точках магистралей и вблизи со всеми устройствами, которые создают либо отдают тепло!
Безупречными критериями для освобождения от воздушной пробки в котле, является возможность отдельного перекрытия контура источника тепла с возвратимой трубой и циркуляционным насосом. При включении которого обеспечивается прокачивание теплоносителя, а периодическое открывание крана Маевского либо контроль за работой автоматического воздухоотводчика, способом нажатия на золотник, позволяет высвободить перекрытый контур от пробки.
Если в закрытом контуре, который отсекает котёл с возвратимым трубопроводом, отсутствует циркуляционный насос, то включают источник энергии: газ, электричество, а в твердотопливном – разжигают топку. После нагрева трубопровода «подачи» создают периодическое открытие развоздушивателя. Теплоноситель, нагреваясь, будет подниматься от котла по магистрали за счёт нагрева и ворачиваться по соединительному трубопроводу – назад к теплообменнику. Такая методика просит внимательного слежения за температурой, в особенности при обслуживании источника тепла не твёрдом горючем. Перемещение теплоносителя по такому контуру будет очень неспешным и это учитывают при выполнении работ.
При отсутствии способности перекрытия водяного контура котла и наличии устройств для отвода воздуха исключительно в высшей части магистрали, нужно сливать теплоноситель, а потом заливать весь требуемый объём воды. Перед тем как приступить к таким глобальным мероприятиям, рекомендуется отсечь все приборы (не считая котла) и, включив насос, стравливать давление через ближний развоздушиватель на магистрали, до возникновения звука либо пузырьков. Отсутствие результата гласит о необходимости полного слива теплоносителя.
Принципиально! Пробка может образоваться не в самом котле, а снутри насоса, который вмонтирован в корпус агрегата! Дабы избавиться от воздуха, который образовался в полости крыльчатки, откручивают центральный винт насоса на 1-1,5 оборота и назад, до возникновения пузырьков!
Предпосылки попадания воздуха в систему отопления
Образование пробок может быть вызвано разными причинами, разглядим их подробнее.
- Отсутствие плотности соединений монтажных соединений. В особенности нередко эта причина является начальной при эксплуатации систем без давления. Маленькая утечка воды не видна и граничит с вероятным испарением. В месте неплотного соединения подсасывается воздух и накапливается в пустоты магистрали, образуя пробку.
- Некорректность при проектировании либо монтаже магистралей, которая влечёт создание ненужных «петель», тормозящих движение теплоносителя, влечёт за собой скопление воздуха в таких контурах.
- Нетехнологичный способ наполнения системы теплоносителем также является предпосылкой возникновения пробок. Очень резвое либо сверху вниз направленное заполнение магистралей содействует образованию воздушных прослоек, которые препятствуют обычной работе.
- Неисправная работа автоматических развоздушивателей, расположенных на верхних трубопроводах провоцирует создание пробок.
- Плохой установка труб с образованием волнистых линий (относительно горизонта) является нередкой и трудноопределимой предпосылкой возникновения воздуха. Устранение таковой предпосылки просит повторяющегося удаления пробок, а полная ликвидация – ремонта отдельного участка, с вероятной установкой дополнительных устройств для отвода воздуха.
- Перегрев – эта причина характерна для твердотопливных агрегатов. При закипании воды, во внутренней полости образуются пузырьки воздуха и накапливаются в теплообменнике котла.
ВНИМАНИЕ! Стравливать воздух впору кипения котла небезопасно! Появляется высочайшая возможность ошпаривания и получения ожогов!
Чем угрожает появление воздушных пробок
Наличие воздуха в магистралях не дозволит обеспечить радиаторы требуемым количеством теплоносителя, а означает, отопительные приборы не выдадут требуемого тепла и температура помещения будет ниже хотимой. Шум, характерный для преодоления воздушного препятствия в системе, не вызовет раздражения в дневное время, но ночкой – он не даст заснуть. В местах образования пробок, внутренняя среда становится брутальной, что содействует активному образованию ржавчины.
Самое противное – это перегрев. Наличие воздуха в теплообменнике либо трубопроводе «подачи» тепла будет препятствовать движению теплоносителя, а увеличение температуры может вывести из строя змеевик либо насос.
Умение спустить воздух из котла либо отдельных участков, дозволит обладателям личных домов с автономным отоплением без помощи других избавиться от пробок, предотвратив губительные последствия, не прибегая к помощи сервисных служб.
Как изгнать воздух из труб отопления?
При попадании в систему отопления воздуха эффективность её работы в той либо другой степени понижается, так как газ занимает определённый объём трубопровода, созданный для теплоносителя. Таким макаром, воздух в трубах отопления – вредный фактор, и его нужно стравить как можно резвее.
Разглядим ситуацию с воздушной пробкой подробнее, дабы, столкнувшись с этой распространённой неувязкой, знать, как изгнать воздух из труб отопления стремительно и отлично.
Предпосылки образования воздушных пробок в системе отопления
Воздух в отопительный трубопровод может попасть сходу в довольно большенном объёме, а может скапливаться равномерно, но в обоих случаях из него формируется пробка, снижающая эффективность отопления в квартире. Есть источники поступления воздуха в систему, не зависящие от потребителя, но есть и такие, которые можно предупредить. Перечислим их.
- Негерметичность трубопровода, обуславливающая затягивание в него воздуха в под действием эжекции.
- Поступление воздуха при производстве текущего ремонта отопления.
- Неисправные воздухоотводчики (устройства для стравливания воздуха из системы).
- Разрушение мембраны в расширительном бачке мембранного типа, применяемых в закрытых контурах отопления
- Скопление в системе кислорода, растворённого в поступившей свежайшей воде, в особенности холодной.
- Снижение уровня воды в расширительном бачке ниже допустимого предела в итоге испарения.
- Очень резвое наполнение системы водой, когда воздух из радиаторов не успевает вытесняться теплоносителем.
- Значимые перепады давления теплоносителя в системе центрального отопления, когда вода из контура уходит в магистраль, где давление ниже.
- Отключения центрального отопления с уходом теплоносителя при производстве аварийного ремонта внешних магистралей.
Для образования воздушной пробки, не считая источника поступления воздуха, нужны ещё и условия для этого:
- не верно выполненный уклон трубопровода;
- большой шаг крепёжных креплений на стенке с провисанием пролёта;
- неисправность воздухоотводчиков либо их отсутствие.
Принципиально! Для образования воздушной пробки довольно наличия 1-го из перечисленных путей поступления воздуха при действии любого из нужных критерий.
Воздействие пробки на функционирование системы отопления
Воздух, попав либо скопившись в трубе отопления, образует пробку, отчасти либо стопроцентно препятствующую обычной циркуляции теплоносителя. Даже если циркуляция по контуру продолжает осуществляться, радиатор, заполненный водой не стопроцентно, теряет в площади теплопотери и, соответственно, в эффективности работы.
Внутренняя поверхность трубопровода, если материал труб – сталь, в месте нахождения пробки начинает окисляться из-за контакта с кислородом воздуха. К значительному уменьшению толщины стены это не приведёт, но окалина будет отслаиваться и оседать в проблемных участках трубы, понижая её просвет и приближая ситуацию, когда систему необходимо будет вполне продуть, как прочищают дымопровод при лишних напластованиях сажи.
Движение теплоносителя через завоздушенные участки трубы, имеющие наименьший просвет, сопровождается повторяющимся скрежетом, стуком и вибрацией контура.
В контурах с циркуляционным насосом и обычной конфигурацией профиля воздушная пробка может циркулировать вкупе с водой и, проходя через помпу, подвергать её краткосрочному воздействию эффекта «сухой» работы. Одно- двухразовый таковой эпизод не выведут насос из строя, но неоднократное его повторение чревато выходом из строя подшипников.
Диагностика контуров отопления на наличие воздушных пробок.
Наличие пробки в системе отопления обычно выявляется при анализе вероятных обстоятельств недостаточной эффективности подогрева жилища. Завоздушенность радиаторов диагностируется ощупыванием – холодные участки укажут на присутствие воздуха. Осмотр трубопровода тоже прост, если он не обустроен термоизоляцией либо декоративными элементами, в неприятном случае нужно снять все оболочки.
Простукивание системы в данном случае не много отлично – не покажет чёткой границы воздуха с водой, а тон стука зависит не только лишь от содержимого трубы, но и других причин – длины пролёта, толщины стены в данном месте и т. д.
Определив место расположения воздуха в системе, принимают решение, как конкретно спустить воздух с труб отопления.
Методы удаления воздуха из трубопровода
В современных системах отопления ещё на стадии проекта находятся штатные средства для стравливания воздуха — воздухоотводчики, автоматические либо ручного использования, потому при правильном монтаже и укомплектовании отопительного оборудования продуть воздушную пробку не составляет труда.
Если отопление смонтировано открытым контуром, то воздух из него можно спускать через расширительный бачок, являющийся самой высоко расположенной точкой системы – раскрывается кран подачи, и газы из трубопровода будут вытеснены теплоносителем в бак, что проявится выходом туда пузырей воздуха. После чего уровень воды в бачке доводится до нормы.
Принципиально! Труба подачи воды устанавливается в сторону стояка расширительного бака с уклоном ввысь.
В закрытых контурах с принудительной циркуляцией возможность сброса воздуха обеспечивается следующим образом:
- трубы подачи жаркого теплоносителя устанавливаются от головного стояка к удалённым с уклоном ввысь, обеспечивая выделяющемуся из воды воздуху попутное воде движение;
- в самой высочайшей точке трубы подачи устанавливается воздухоотводчик.
В трубопроводе таковой конструкции возможность продуть пробку теплоносителем обеспечивается также и другими воздухоотводчиками, устанавливаемыми в верхних точках других участков сети.
По мере надобности ремонта опорожнение системы делается через оборотный трубопровод, устраиваемый с уклоном, величина которого обеспечивает полный слив воды.
Устройство воздухоотводчиков
Инсталлируются они в критичных точках – обычно, самых больших местах пролётов трубопровода и в высшей части радиаторов.
По методу экслуатации воздухоотводчики выполняются 2-ух видов:
- ручного управления – запорный клапан игловатой конструкции (в обиходе — «кран Маевского»);
- автоматические.
Клапаны сброса воздуха из системы отопления бывают различными также по размерам, конструкции и материалам выполнения, но их предназначение общее – вывод газов.
Принципиально! На дюралевые радиаторы воздухоотводчики инсталлируются в неотклонимом порядке, так как вода в контакте с этим металлом разлагается на составляющие, одна из которых – водород, который взрывоопасен при смешении с кислородом либо воздухом в определённых пропорциях. Если при всем этом отопление – газовое, то ситуация утежеляется.
Автоматические клапана сброса воздуха выполняются для установки на трубопроводы и радиаторы, ординарны конструкционно и комфортны в эксплуатации, могут быть прямого выполнения либо угловыми, при всем этом превосходят по стоимости устройства ручного деяния не существенно. Спектр цен продукции таких узнаваемых производителей, как Danfoss, Wind либо Valtec, составляет $5-15.
Принципиально! Автоматический клапан сброса, не зависимо от конструкции, всегда устанавливается так, дабы его колпачок (выпускное отверстие) был ориентирован ввысь.
Воздухоотводчики ручного управления – это примитивное по конструкции, но надёжное устройство выпуска воздуха из системы, устанавливаемое в главном на радиаторы отопления в верхней их части. Модели могут отличаться размером монтажной резьбы и дизайном.
Устройство характеризуется простотой эксплуатации – раскрывается обыкновенной отверткой, а его спускное отверстие с помощью регулировочного барашка можно навести в направление, комфортное для приёма воды в конце операции.
Стравливание воздуха делается при включенном отоплении, когда давление в системе достигнуло рабочей величины. После плавного открытия крана Маевского из сливного отверстия поначалу пойдёт воздух, потом холодная вода, и так попеременно. Спуск прекращают, когда из отверстия пойдёт жаркий теплоноситель неизменной температуры без воздуха, и клапан закрывают.
Нештатные методы удаления воздушной пробки
Встречаются ситуации, когда шаг опор трубопровода значителен, и труба провисла на пролётах, образовав волнистый контур с куполами-пазухами без воздухоотводчиков. Воздух в таких трубах отопления накапливается в пазухах, что делать?
Если трубопровод малого поперечника, то под него устанавливают дополнительные опоры, дабы выровнять профиль. После чего газ из пазух будет вытеснен водой, и его убирают через расширительный бачок либо воздухоотводчики.
Если же трубопровод значимого поперечника (50 – 100 мм), да ещё и металлической, то выравнивание его профиля – очень трудоёмкий процесс. В таких случаях в высшую часть «купола» трубы вкручивают до упора самосверлящий винт с уплотнительной прокладкой, после этого чуток выворачивают его для стравливания воздуха и вновь закручивают до упора.
Как вручную спустить воздух из системы, если давление теплоносителя высочайшее
В этой ситуации нужно за ранее перекрыть вентиль подачи воды в систему и выпустить пробку стандартным методом, но открывая клапан Маевского медлительно, не допуская резкого выброса газа либо воды.
Что делать, если ручной воздухоотводчик не отворачивается
Если резьбовое сопряжение спускного винта прикипело, и он не отворачивается, нужно капнуть на него керосином, тормозной жидкостью либо брызнуть особым средством WD-40. Выждав нужное время, винт осторожно обстукивают молотком и поворачивают ключом.
Заключение
Если система отопления проектируется в согласовании с современными техническими требованиями, то удаление воздушной пробки, существенно снижающей КПД системы отопления, не представляет труда. Но, даже если ухудшение свойства подогрева не наблюдается, нужно временами проводить диагностику трубопровода и вспомогательного оборудования, что предупредит перевоплощение маленьких заморочек в значимые.