Наверное, вы не понимаете с какими трудностями сможете столкнуться, решившись на печное отопление с водяным контуром в древесном доме! Существует «заезженный» стереотип о том что печью трудно отопить дом, если не провести водяной контур по всему дому, но это не так! Водяной контур в печи вызывает массу заморочек как при установке, так и при эксплуатации.
В этой статье я постараюсь взвесить все «за» и «против», а решать Для вас… И покажу в конце маленькое видео с реального строящегося дома, где печь-котел выполнена с водяным контуром. Пойдет речь о дровяных печах.
Зачем вообщем нужен водяной контур в системе отопления.
Считается что в доме с печным отоплением углы и пол всегда холодный. Так же существует мировоззрение о том что в доме с печным отоплением всегда «рыдают» окна. Все дело в том что отопительный устройство — печь в доме, — обогревает довольно локализовано. Стоит для себя печка в одном месте…
Итак вот для того дабы уменьшить теплоотдачи около окон — от окон. А так же для того дабы разнести тепло от печи по бокам дома — по углам и местам стыка стенок с полом, — нам и нужен водяной контур.
Можно представить, что водяной контур нужен, если в доме есть хотя бы одна комната куда впрямую не выходит поверхность печи. А если таких комнат два либо три, то уж тем паче…
Коротко о том — как обычно делают водяной контур в доме с печью.
В старенькых домах, в деревнях без газа, печное отопление с водяным контуром в древесном доме решали следующим образом. в печь встраивали котел — прямо в топку. Из печи самотеком, через обыденный открытый бачок расширения (у потолка) пускали воду по широким трубам. Это могли делать или в радиальную по дому. В большинстве случаев делали замкнуто — подача и обратка по одной стенке.
Современные стройматериалы позволяют выполнить разводку с переходом на пластик. Разводку делают уже на дюралевые радиаторы под окнами. Это позволяет значительно понизить необходимость протопки, теплоноситель дает тепло «дозированно» через радиаторы, которые можно тоже настраивать.
Таким макаром можно попробовать решить одну из главных заморочек печного отопления с водяным контуром в древесном доме — резвое остывание теплоносителя. Все-же у пластика теплопроводимость ниже чем у стали. Тем паче что пластиковую трубу можно теплоизолировать.
Но некоторые задачи печей с водяным контуром современные строй материалы решить не могут.
Поглядите маленькое видео, о печи, заказчик которой отказался от подключения уже встроенных регистров на отопление:
Главные неувязка печей с водяным контуром.
Основная неувязка печей с водяным контуром — это другая сторона ее головного достоинства. Вода, являясь неплохим теплоносителем — стремительно греется и отлично дает тепло. А металл отлично проводит тепло…
Вот поэтому печи с водяным контуром довольно стремительно выхолаживаются. Узнаваемый факт что для действенной отдачи тепла и подогрева дома — нужна определенная температура поверхности. Итак вот печка с водяным контуром такую температуру дает во время протопки и недолго после. Потом происходит следующее.
Печь, имея снутри водяной контур — довольно стремительно выхолаживается, за некоторым исключением (некоторые модели). А сами трубы, ввиду вышеуказанных черт, довольно стремительно отдают тепло и тоже остывает.
Знакомая история — печь с водяным контуром топится дважды в денек, если не больше. Но для меня — дважды в денек это уже много для протопки печи. Так лучше уж поставить в доме две печи, мороки будет меньше, а эффекта (КПД) от дров — больше. Это не шуточка…
Но резвое выхолаживание и топка печи «как на работе» дважды в денек — это половина беды…
Такая насыщенная эксплуатация печи — нередкие протопки, — ведут к ускоренному разрушению печной кладки. Старенькые печи с водяным контуром смотрятся старенькыми не в силу возраста, а, быстрее, по собственной сути. Их повсевременно подмазывают, так как повсевременно топят, кладка разрушается, трескается. У меня есть знакомая, которая топит в морозы свою печку просто без остановки… У нее печь с водяным контуром.
3-я неувязка появляется когда регистр установлен не в топке, а, к примеру, в колпаке. При растопке таковой печи, когда теплоноситель подостыл, появляется большой объем конденсата. По нашим подсчетам, при первой протопке таковой печи вытекает до 2-х л. конденсата в печь! Если не выполнить особые приспособления для сбора конденсата, эта печь будет всегда мокнуть…
А это чревато неизменными неуввязками с растопкой печи, множествами сажи на регистре и скорому засорению печи.
Когда необходимо печное отопление с водяным контуром в древесном доме?
Я провел довольно времени в разговоре с заказчиками печей, которые были убеждены в необходимости печного отопления с водяным контуром. В целом могу обрисовать главные предпосылки, по которым приходится мириться со всеми неуввязками печей с водяным контуром. Вот они:
- Дом плохо утеплен.
Если дом, будь он даже маленьким, плохо утеплен. При том идет речь и о стенках, и о фундаменте, и о полах, и о перекрытиях… и обо всем вкупе взятом… Тогда без водяного отопления, наверняка, не избежать сквозняков… Хотя может и с водяным не избежать. Но все же с водяным контуром в таком «дырявом» доме будет теплее у стенок… Но топить придется «беспощадно» и нередко.
- Плохая планировка.
Если у дома плохое объемно-планировочное решение и тепло от печи не может либо не сумеет отопить его. Ни конвективным теплом, ни инфракрасным излучением. Такое может быть при лишне больших потолках, удаленных спальнях, длинноватых коридорах и т.д.…
- Большая площадь дома.
Бывает и так, что вроде планировка равномерная, но комнаты огромные. А так же бывает что большая совокупная площадь помещений смешивается с первыми 2-мя «недостатками» домов… Тогда одной печью дом не отопить и приходится мыслить о разведении батарей… Если не делать две печи. Но об этом не будем тут, хотя вариант заслуживает пристального внимания.
- Нужна полная автономность.
В домах, которым труднодоступно электроснабжение. А так же которые подвержены вышеизложенным дилеммам — так же придется делать разводку батарей дабы автономно отопить дома — без помощи электричества и газа…
При всем этом, если даже у вас большой дом, который плохо утеплен, возможно обойтись без водяного контура, при желании. Если дом подключен к электросетям есть вариант обмыслить довольно экономичное отопление, но без водяного контура. Дело в том что без электроэнергии трудно будет обойтись при монтаже и эксплуатации водяного контура, об этом дальше…
Кстати, у меня есть увлекательная статья про камины с водяным контуром, прочесть ее можно тут (кликабельно, раскроется в отдельной вкладке). Там же я показываю наши каминные топки, в которые можно встроить регистр на отопление.
Как избежать заморочек печного отопления с водяным контуром в древесном доме?
Начнем с того, что отделим «мух» от «котлет». Дело в том что печь и котел — это различные вещи. Печь с водяным контуром это быстрее должен быть котел. А когда просто в печку встраивают регистр выходит то, что выходит — печь разрушается, трубы не греют, замкнутый круг протопки печи по 2-3 раза в денек.
Печь предназначена для того дабы вобрать тепло от горения дров в кирпичи. И долго-долго его отдавать. Потому теплоемкость печи — один из главных ее характеристик.
Не плохая печь при одной протопке в день, стоящая в доме который подходит к ней, а она подходит для него (по объему, площади помещений и другим термическим показателям) — обогреет таковой дом.
Котел.
Котлы делаются так, дабы задерживать как можно больше тепла снутри. Зачем? Для того дабы очень отдавать его теплоносителю системы водяного отопления.
Вот поэтому на техническом уровне печь и котел — диаметрально обратные вещи. В доме с котлом теплоносителем является вода (антифриз) и, можно сказать, сами трубы, хотя этим обычно третируют.
А в доме с печью теплоносителем является сама печь.
Встраивая водяной контур в печь мы мешаем «мухи и котлеты». Как выйти из положения?
- Выполнить котел либо печь-котел.
Кратко говоря печь-котел, это двухконтурная печь с водяным контуром. Она держит больше тепла снутри, держит его подольше после протопки — тем сохраняя его для теплоносителя. Теплоноситель в таковой печи подольше стынет.
- Повысить теплоемкость теплоносителя.
Для этого нужно выполнить теплоаккумулятор — утепленный бак с огромным количеством воды. Когда вода нагреется, она, при большенном объеме, длительно будет остывать. И не просто остывать — а отдавать тепло в дом. Объем теплоаккумулятора нужно рассчитывать персонально, но, как говорится, чем больше, тем лучше.
- Встроить насос и термодатчик.
Для того, дабы повысить эффективность печи и надежность нужно поставить электронасос на теплоноситель. Этим мы решим много заморочек. Во-1-х эффективность — вода в регистре не будет перенагреваться, ведь больший эффект отопления достигается при температуре носителя от шестьдесят до восемьдесят градусов. При таком нагреве нужно «выдернуть» его как можно резвее в батареи дома. Таким макаром и печь не будет перенагреваться — повысим ее надежность. И эффективность отопления дровами вырастет очень существенно.
С насосом еще при протопке теплоноситель резвее «обойдет» вкруговую всю систему и его температура будет держаться подольше на больших градусах — больше тепла придет в дом.
- Встроить в систему электрокотел с термодатчиком.
Такое решение не только лишь сделает отопление Вашего дома комфортным. Не нужно будет вставать ночами в морозы и добавлять дров, когда теплоноситель остынет. А такое поверьте, полностью возможно. Электрокотел будет автоматом врубаться при падении температуры теплоносителя. Это снова же сбережет печь от сажи, уберет препядствия с протопкой.
Электрокотел будет врубаться при падении температуры теплоносителя и выключаться при ее критичных числах. А насос будет врубаться при больших температурах дабы стремительно доставлять тепло в дом.
При всем удобстве это не помешает Для вас сберегать, ведь в любом момент можно затопить печь и котел выключится очень стремительно…
Как все же выполнить печное отопление в древесном доме без водяного контура.
Не желаю Вас отговаривать либо подговаривать, но… Для многих моих клиентов, после длительных (либо недолгих) бесед, стало явна ненужность водяного контура. С ним больше заморочек. Тем паче что если его делать по мозгу — все равно необходимо применять электричество. Если естественно есть электричество… Либо если нет условия что в доме нужна полная автономность.
Самое главное, естественно — отлично построенный и утепленный дом, планировка под печное отопление. А это достигается при правильном подходе — когда перед строительством дома выполнен проект печного отопления. Когда спроектировано правильное объемно-планировочное решение. Когда верно подобрана печь. Ну и когда это все отлично реализовано.
Итак вот, раз уж все равно применять электроэнергию, намного экономнее ее применять по-другому. Дабы не связываться с водой, трубами и т.д.… Даже в не самой успешной планировке дома можно выполнить отопление печь+электричество экономично, мягко, комфортно…
Все же есть отличные проекты печей-котлов, где я постарался очень сделать лучше конструкцию. но с другой стороны. когда нужна автономность, то и варочная поверхность не помешает. Такие проекты тоже есть.
Не так давно у меня вышла книга-фотопорядовка с подробным описанием кладки печи.
Подписывайтесь на нашу рассылку либо пишите мне в личку по поводу приобретения. А так же не пропустите наш БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕКТ ПЕЧИ И ОБУЧАЮЩИХ КУРС КЛАДКЕ ПЕЧИ — Тут.
Помогите советов по прокачке АГВ (Наполнение системы водой)
Привет!
В личном доме газовый котел АГВ-80 вот с таковой схемой разводки:
Из системы сливалась вода с целью замены радиатора (см. другие темы).
На новеньком радиаторе есть кран Маевского, а на древнем небыло. У меня появились трудности с прокачкой системы — без использования крана Маевского вода не уходит из расширительного бачка. Я пользовался им и заполнил систему процентов на 90-99, но не стопроцентно, так как дальше уже из него стала выходить незапятнанная вода.
Включил котел и в расширитель стали поступать порции воздушных пузырей (раз в пол минутки). Таким макаром за 20 минут бульканья система съела около два л. воды (полный объем системы более 20 ведер). Но нашлась протечка и было решено сливать воду. На наполнение системы с краном маевского ушло более четыре часов.
Вопрос: как верно заполнять систему, как ее заполнял мой дед, не имея батареи с краном Маевского?
Если что-то коряво написал простите, не спал практически сейчас.
Я знаю точно неразборное разборно
Nikolab
потаенный Коля
Сообщения два 999 Реакции триста 30 6 Город РФ Москва ЮЗАО Авто Авто нет.
а тёплая вода разве к верху батарей подводиться должна?
наверное дед опустошал ветку расширителя что бы беспрепятственно выходил воздух, потом вода сама выползала в расширитель.
Как рекомендовать, так все чатлане, как работать.
Corporation
Прямо, прямо! А ты доворачивай!
Сообщения семь 920 Реакции 600 девяносто девять Город Тула Авто VW Golf III 1.8 Абс одна тыща девятьсот девяносто 5 3dr, ZAZ 968M 1.3 MeMZ-968 одна тыща девятьсот восемьдесят один Coupe, GT Zaskar Team, GT Avalanche 1.0, BST Technologies FatBike, Specialized S-Works Epic
ХЗ. Схема такая, как нарисовал.
Я знаю точно неразборное разборно
Nikolab
потаенный Коля
Сообщения два 999 Реакции триста 30 6 Город РФ Москва ЮЗАО Авто Авто нет.
если заполнять прямым током, то вода еще длительно будет булькать, вот если запускать её "против шерсти" то воздуху поординарнее из верха батарей попасть в расширитель.
вот картина из инета
вот еще какая то, здесь все разумно.
и таки да, жгучая к верху.
Как рекомендовать, так все чатлане, как работать.
vik48rus
Завсегдатай
Сообщения восемьдесят три Реакции одиннадцать Город Липецк-Воронеж-Мурманск Авто Форд GALAXY 1.9 TDI (AUY) 2001г.в.
когда жил в селе-тоже заполняли через РБ. позже порекомендовали через шланг от сети водопровода заливать воду в кран для слива воды(самую нижнюю точку). вода под давлением выгоняет воздух в РБ. даже спускать через краны маевского ничего не приходилось.
костян
Проф советчик
Сообщения девятьсот девяносто восемь Реакции шестьдесят восемь Город Наша родина, Самара Авто VW Passat B4 VRШ одна тыща девятьсот девяносто 5 Коробка автомат девяносто 6 без счупа
рисунки на работе поглядеть не могу. Общие указания: Не вздумай через расширительный бак заполнять( если система с естественной циркуляцией). только через обратку. И очередной момент: чем подольше по времени ты будешь заполнять систему, тем меньше в ней остается воздуха. Вот два обычных правила. Если емкость расширительного бака подобрана верно, и в системе есть уклон, и нет контруклонов ( в случае естественной циркуляции), то все будет работать
Corporation
Прямо, прямо! А ты доворачивай!
Сообщения семь 920 Реакции 600 девяносто девять Город Тула Авто VW Golf III 1.8 Абс одна тыща девятьсот девяносто 5 3dr, ZAZ 968M 1.3 MeMZ-968 одна тыща девятьсот восемьдесят один Coupe, GT Zaskar Team, GT Avalanche 1.0, BST Technologies FatBike, Specialized S-Works Epic
Камерка, 1-ая картина непременно классная. У меня к огорчению не изготовлен таковой автопрокачной механизм.
Прокачать систему через кран слива не плохая мысль. Но придется помучаться — у нас дома еще не подвели воду и необходимо тянуть шланг к колонке.
Я знаю точно неразборное разборно
Shahabbas
Что-то кое-где понимаю
Сообщения два 131 Реакции 500 шестьдесят 5 Город Литва Авто Seat Toledo — продан; Volvo S80 — 2.4, бензин; VW Caddy — рабочая машина
В самой высочайшей точке системы отопления должен стоять не расширительный бачёк, а автоматический развоздушиватель.
Расширительный бачёк необходимо ставить ниже развоздушивателя, лучше на обратке около котла. При пустой системе отопления и открытым сливным краном при помощи насоса (хоть авто с манометром) необходимо накачать в расширительный бачёк воздух до давления приблизительно 0,5 от давления рабочей системы отопления. На работе мы обычно накачиваем расширительные бачки до один бар, так как в личных домах давление системы отопления изредка превосходит 2-2,5 бар.
После чего начинаем наполнение системы из самой нижней точки через вентиль подпитки (в огромных системах применяется автоматическая подпитка) до давления приблизительно 0,5-0,7 от нормы для того дабы воздух выгонялся в самую высочайшую точку системы и выходил через развоздушиватель.
P.S. Я пару лет работаю с системами отопления и просто знаю что где необходимо ставить.
На глуповатые вопросы в личку не отвечаю !
Nikolab
потаенный Коля
Сообщения два 999 Реакции триста 30 6 Город РФ Москва ЮЗАО Авто Авто нет.
воду ему пока не дали, вода с давлением исключительно в уличной колонке, ленится тянуть шланг
Как рекомендовать, так все чатлане, как работать.
ArtDen
Механик-теоретик
Команда форума
Сообщения один 419 Реакции 500 шестьдесят три Город Ярославль Авто VW passat variant B3 RP 1991г продан
Corporation написал(а):
Камерка, 1-ая картина непременно классная. У меня к огорчению не изготовлен таковой автопрокачной механизм.
Прокачать систему через кран слива не плохая мысль. Но придется помучаться — у нас дома еще не подвели воду и необходимо тянуть шланг к колонке.
Можно не тянуть. Нужен шланг с воронкой. Воронка должна быть выше котла и батарей. Шланг подключен через слив. Поначалу заполнить так до упора, потом заполнять через расширительный бачек, либо воронку поставить выше расширительного бачка, тогда все через воронку.
P.S. Я пару лет работаю с системами отопления и просто знаю что где необходимо ставить.
Вы разумеется работаете только с закрытыми системами отопления с автоматической подпиткой. Тут схема открытая и опустить РБ ниже верхней точки, это. сами понимаете чего.
Кран который неясно зачем, применяется для прогонки воды по малому кругу для более резвого прогрева котла. Типа термостата в авто.
"Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет." Гете
Генадичь
Это для тебя не шахматы, здесь мыслить нужно
Сообщения семьсот 40 восемь Реакции восемьдесят четыре Город Ярославль-76 Авто VW PASSAT VARIANT B4 1.8 Абс и Nissan X-TRAIL проданы, KIA Sorento XM 4WD AT 2011
ArtDen написал(а):
Кран который неясно зачем, применяется для прогонки воды по малому кругу для более резвого прогрева котла. Типа термостата в авто.
А он туда еще батарею вставил. Вода потечет там, где легче, для чего ей по большенному кругу гонять.
Я бы порекомендовал поставить циркуляционный насос, они щас не такие дорогие (2-3 рубля), но оно того стоит, умеренно и еще резвее прогреваются все батареи, не будет воздушных пробок, КПД котла увеличивается (меньше тепла в трубу улетит), если куда нить уедешь навечно, а вода в РБ улетучится либо вытечет, отопление встанет, с насосом такового не будет
Не стоит ездить резвее, чем летает твой ангел-хранитель
Dgippo1
Я тут живу
Сообщения один 072 Реакции 100 30 два Город Смоленск Авто Фольксваген Passat B2,1984 год,мотор DT 70 5 л.с Solex
Shahabbas судя по всему вы не когда не работали с ОТКРЫТОЙ системой отопления.
поддержу ArtDenа, все верно написал!
если батареи подключенны к трубам не отводами, а напрямую-"шашлыком" то я б порекомендовал бы убрать кусочки труб соединяюшие верх батарей, поставить ЦН и регулировочный кран на вход в новейшую батарею.
P.S.
Есть развращенный метод поставить РБ ниже верхней точки, правда сам не пробовал.
Хочешь чтобы было сделанно отлично? Сделай сам!
Генадичь
Это для тебя не шахматы, здесь мыслить нужно
Сообщения семьсот 40 восемь Реакции восемьдесят четыре Город Ярославль-76 Авто VW PASSAT VARIANT B4 1.8 Абс и Nissan X-TRAIL проданы, KIA Sorento XM 4WD AT 2011
Dgippo1 написал(а):
если батареи подключенны к трубам не отводами, а напрямую-"шашлыком" то я б порекомендовал бы убрать кусочки труб соединяюшие верх батарей, поставить ЦН и регулировочный кран на вход в новейшую батарею.
+ краны маевского вверху каждой батареи
Не стоит ездить резвее, чем летает твой ангел-хранитель
Генадичь
Это для тебя не шахматы, здесь мыслить нужно
Сообщения семьсот 40 восемь Реакции восемьдесят четыре Город Ярославль-76 Авто VW PASSAT VARIANT B4 1.8 Абс и Nissan X-TRAIL проданы, KIA Sorento XM 4WD AT 2011
Dgippo1 написал(а):
P.S.
Есть развращенный метод поставить РБ ниже верхней точки, правда сам не пробовал.
Есть герметичные РБ (с мембраной) их можно втыкать куда угодно, ну и в современных двухконтурных котлах РБ в самом котле выходит часто ниже самой верхней точки (к примеру, в двухэтажных домах с котельной на нижнем этаже)
Не стоит ездить резвее, чем летает твой ангел-хранитель
Dgippo1
Я тут живу
Сообщения один 072 Реакции 100 30 два Город Смоленск Авто Фольксваген Passat B2,1984 год,мотор DT 70 5 л.с Solex
Генадичь вы как и Shahabbas забываете что система у ТС открытая. РБ с мембраной там делать нефиг.
По маевским согласен
Хочешь чтобы было сделанно отлично? Сделай сам!
Генадичь
Это для тебя не шахматы, здесь мыслить нужно
Сообщения семьсот 40 восемь Реакции восемьдесят четыре Город Ярославль-76 Авто VW PASSAT VARIANT B4 1.8 Абс и Nissan X-TRAIL проданы, KIA Sorento XM 4WD AT 2011
Dgippo1 написал(а):
Генадичь вы как и Shahabbas забываете что система у ТС открытая. РБ с мембраной там делать нефиг.
По маевским согласен
Это понятно. Имелось ввиду выбросить этот гроб, висячий у потолка и портящий весь интерьер, и поставить мембранный РБ где нить в скрытом месте, V РБ=10-15% V СО
И ваще щас Corporation насоветуем переработать трубы на ПП, батареи на биметалл, новый РБ и котел поменять на двухконтурный Viessmann Как каша из топора.
Не стоит ездить резвее, чем летает твой ангел-хранитель
Nikolab
потаенный Коля
Сообщения два 999 Реакции триста 30 6 Город РФ Москва ЮЗАО Авто Авто нет.
вы не лицезрели его РБ, таковой поставить можно даже ради бутафории! красавчик а не РБ!
Как рекомендовать, так все чатлане, как работать.
ArtDen
Механик-теоретик
Команда форума
Сообщения один 419 Реакции 500 шестьдесят три Город Ярославль Авто VW passat variant B3 RP 1991г продан
Nikolab написал(а):
вы не лицезрели его РБ, таковой поставить можно даже ради бутафории! красавчик а не РБ!
Под хохлому чтоли расписан?
"Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет." Гете
Dgippo1
Я тут живу
Сообщения один 072 Реакции 100 30 два Город Смоленск Авто Фольксваген Passat B2,1984 год,мотор DT 70 5 л.с Solex
Генадичь написал(а):
Имелось ввиду выбросить этот гроб, висячий у потолка и портящий весь интерьер,
вот не могу осознать..неужеле на чердаке места не хватает?! у мну к примеру РБ на чердаке стоит 40л бидон.
И ваще щас Corporation насоветуем переработать трубы на ПП, батареи на биметалл, новый РБ и котел поменять на двухконтурный Viessmann Как каша из топора.
Хочешь чтобы было сделанно отлично? Сделай сам!
Corporation
Прямо, прямо! А ты доворачивай!
Сообщения семь 920 Реакции 600 девяносто девять Город Тула Авто VW Golf III 1.8 Абс одна тыща девятьсот девяносто 5 3dr, ZAZ 968M 1.3 MeMZ-968 одна тыща девятьсот восемьдесят один Coupe, GT Zaskar Team, GT Avalanche 1.0, BST Technologies FatBike, Specialized S-Works Epic
Вобщем систему возвратил в рабочее состояние.
Заморачиваться с подключением шланга к колонке не стал (шланг дубовый, с дыркаму, ну его нах), заливал просто воду в бачек насосом и ожидал пока уйдет, позже доливал. При всем этом кран Маевского был выкрутят. Отворачивание целой пробки на новейшей батарее не ускоряло процесс, потому я ее завернул. Было залито порядка 22-24 ведер воды на что ушло три часа.
Когда из крана Маевского потекла вода без воздуха, включил огнь. Стали выходить бульки порционно. Выходили они так еще несколько часов, а расширитель съел еще 1.5 ведра воды. К утру уже выход воздуха закончился и в доме стало тепло. Батареи прогрелись согласно их прежней работе.
Кран неясно зачем я днем закрыл.
Перед наполнением системы водой я всеже врезал регулирующий полипропиленовый кран ниже новейшей батареи (кстати, там еще выше батареи небольшой полотенцесушитель обустроился). Пока держу его открытым — на нагрев других батарей вроде не сказывается, но зима покажет. Если будет сильный дисбаланс, подзакручу кран.
ЗЫ. Расширительный бачок из стекла, прозрачный.
ЗЫЫ. Т.к. на расширительном бачке есть крышка (от ведра), воду он практически не испаряет и резко куда-то деться она не может, если естественно не потечет кое-где труба.
ЗЫЫЫ. Трубы на новейшую батарею полдюйма в то время как на все другое идет 1.5 дюйма, так что это отвод не сильно отбирает поток.