Разбираясь в устройстве отопительных систем, люди нередко задаются вопросами предназначения и устройства тех либо других узлов. Обычным тому примером является байпас – неподготовленный человек навряд ли произнесет, что же все-таки это такое и зачем оно необходимо. Байпас – это запасный путь протекания теплоносителя на тех либо других участках отопительных систем. Он призван обеспечить безопасность работы отопления, сделать среднее рассредотачивание и предоставить условия для комфортного ремонта либо замены оборудования.
Конструкция байпаса
Слово «байпас» переводится с британского языка как «обход». Другими словами, этот узел он делает некий обходной, запасный путь для протекания воды, электроэнергии, газовой среды. К примеру, в электрических стабилизаторах байпас позволяет временно исключить прохождение электроэнергии через стабилизирующий узел – энергия из городской сети протекает к потребителям по «запасному» пути. Приблизительно то же самое реализуется в отопительных системах.
Конструкционно байпас представляет собой обходную трубу, врезаемую параллельно котлу, радиаторной батарее либо циркуляционному насосу. К примеру, в случае с радиаторами эта труба соединяет между собой подающую и оборотную трубы. В итоге теплоноситель протекает не только лишь через отопительный устройство, но и через перемычку. Зачем это необходимо – будет поведано чуток позднее, на определенных примерах.
Практически система байпас – это менее чем одна железная либо пластмассовая труба, обеспечивающая протекание теплоносителя по другому (запасному, обходному, запасному) пути.
Байпасная линия часто содержит в себе вентили, время от времени в количестве нескольких штук. К примеру, при подключении циркуляционного насоса ставится по одному вентилю перед насосом и после него, очередной вентиль устанавливается конкретно на байпасе. Такая схема позволяет воплотить переключение между естественной и принудительной циркуляцией. Также установка вентилей обеспечивает возможность резвого и неопасного извлечения насоса для его ремонта либо обслуживания.
Использование байпаса
Давайте поглядим, зачем нужна система байпас на определенных примерах. Заодно разберемся в особенностях монтажа и конструкционных особенностях.
Правильное подключение радиаторов
Байпас в системе отопления нужен для обеспечения неопасной эксплуатации отопительного контура и рационального рассредотачивания тепла. В большинстве случаев он встречается в однотрубных контурах, используемых для подогрева личных и многоквартирных домов. Без байпасных узлов обойтись тут проблематично, так как это чревато неуввязками.
Для начала вспомним, что представляет собой однотрубная система отопления. Это контур, состоящий из одной трубы, последовательно проходящей через все радиаторы в доме/квартире. Такая схема очень ординарна в монтаже и серьезно сберегает материалы. Но ее использование делает отопление несбалансированным – температура теплоносителя, по мере прохождения радиаторов, будет все наименьшей. В итоге последние в контуре батареи будут холодными.
Решение трудности с рассредотачиванием теплоносителя
Данная неувязка может быть решена несколькими методами:
1-ый вариант сулит суровые расходы – огромные батареи стоят дороже малеханьких. 2-ой вариант решает делему далековато не стопроцентно – даже очень насыщенная циркуляция навряд ли подымет температуру на конечном участке до нужной нормы.
- Кропотливым подсчетом количества секций – соответственно, чем меньше температура теплоносителя, тем больше необходимо секций для отдачи нужного количества тепла в помещение;
- Монтажом циркуляционного насоса – он обеспечит принудительную циркуляцию, тем обеспечивая резвую подачу теплоносителя к далеким радиаторам;
- Установкой байпаса на радиаторе – байпасные узлы устанавливаются на всех батареях, соединяя их входы и выходы.
Установка байпаса в системе отопления станет хорошим вариантом. Соединяя между собой входы и выходы радиаторов, байпасная линия обеспечит подачу жаркого теплоносителя к далеким устройствам. Разглядим достоинства таковой схемы:
- Среднее рассредотачивание тепла в системе – часть теплоносителя будет течь далее, фактически не меняя собственной температуры;
- Возможность раздельной регулировки температуры в каждом помещении – для этого батареи оснащаются термостатическими клапанами;
- Легкость ремонта без остановки всей отопительной системы – система байпас обеспечит беспрепятственное протекание теплоносителя к следующим батареям, в то время как сломавшийся радиатор можно будет просто демонтировать для ремонта либо замены.
Таким макаром, 3-ий вариант является хорошим.
Температура в контуре при использовании байпаса падает, но ненамного, что наращивает длину одной полосы. Часто применяется композиция из байпасной полосы и циркуляционного насоса.
Байпасы в высотном строительстве
Использование байпаса в отоплении высотных домов издавна стало нормой – наличие этого узла позволяет сделать систему отопления «ленинградка». Классические однотрубные контуры отличаются дешевизной – не надо тянуть по дому двойной набор труб. Но у них есть определенные недочеты. К примеру, когда некий участок контура засорится, закончит работать вся линия, так как в ней нарушится циркуляция теплоносителя.
Байпас в системе отопления – это наилучшее решение при использовании однотрубной схемы прокладки отопительных труб.
Мучается и ремонтопригодность – если в полосы появляется протечка, это вызовет падение давления и температуры. В итоге этого система резко растеряет свою эффективность. Байпас в системе отопления на сто процентов решает данную делему. Будучи установленным на каждую батарею, он делает их автономными. Они просто поддаются подмене и ремонту, а по мере надобности, юзеры сумеют перекрыть подачу тепла, дабы понизить температуру в квартире – это не вызовет нарушения работы всего контура.
Некоторые правила установки
Устанавливая байпас в отоплении однотрубного типа, нужно придерживаться 1-го серьезного правила – на самой байпасной полосы не должно быть никакой запорной арматуры (кранов). Если установить тут кран, но может быть полное перекрытие контура со всеми вытекающими отсюда неуввязками. В высотных домах это строжайше запрещено – вы сможете установить запорную арматуру на радиаторах, но только не на байпасах.
Что касается личных домовладений, то тут внедрение кранов на байпасе приводит к личной ответственности – если в контуре из-за перекрытия случится трагедия (к примеру, перегреется и выйдет из строя котел), то это будут только ваша неувязка.
Еще есть одно правило, более принципиальное – для того дабы обеспечить нормальную работу батарей и протекание теплоносителя к следующим радиаторам, нужно установить байпасы на два размера меньше, чем основная труба. В данном случае будет сотворен лучший баланс рассредотачивания жаркого теплоносителя.
Байпас и циркуляционный насос
Системы отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя отличаются более высочайшей эффективностью. Они обеспечивают равномерное и резвое рассредотачивание тепла по всей системе отопления. Применяя насосы, нужно непременно уделять внимание наличию байпасных линий. Байпас для циркуляционного насоса с оборотным клапаном дозволит:
Если при подключении радиаторов использование крана на байпасе запрещено, то тут он нужен – для обеспечения обычной принудительной циркуляции.
- Одномоментно переключаться с принудительной циркуляции на естественную – это нужно при выключении электроэнергии;
- Оперативно поменять сломанные насосы без остановки контура;
- Предупредить движение теплоносителя в оборотную сторону – за это отвечает оборотный клапан.
Переключение с 1-го вида циркуляции на другой осуществляется при помощи запорной арматуры. Два крана ставятся на участок с насосом и один – конкретно на сам байпас.
Устанавливая в системе отопления байпас с насосом, мы получим возможность стремительно поменять насосные узлы при их поломке. Обычный тому пример – самый разгар зимы, а насос вдруг начал гудеть, распространяя гудение по железным трубам на весь дом. Поверьте, неплохого в таковой ситуации не достаточно. Во-1-х, навязчивое гудение действует на нервишки. А во-2-х, неисправный насос может в хоть какое время «встать» намертво, из-за чего контур окажется неработоспособным.
Оперативная замена насоса
Для того дабы беспрепятственно поменять насос в системе, где байпасная линия отсутствует, придется на сто процентов сливать теплоноситель. За ранее дожидаемся его остывания, дабы не обвариться. Дальше сливаем всю систему, меняем насосный узел и начинаем тщательную работу по наполнению системы по всем правилам. Таким макаром, на все это ушло бы несколько часов.
Если в системе стоит байпас с насосом, то замена делается в четыре шага:
- Открываем кран на байпасной полосы, закрываем краны на насосе;
- Выкручиваем из контура насос и прикручиваем другой;
- Восстанавливаем подачу теплоносителя и, выкрутив винт на фронтальной части корпуса, удаляем воздух;
- Закрываем кран на байпасной полосы.
Длительность данной процедуры составляет максимум полчаса. И все это без остановки отопительной системы.
Байпасы в обвязке котлов
Для того дабы избежать образование конденсата, нужно избавиться от различия температур в оборотной и подающей трубах.
Байпасные полосы интенсивно используются в связках с твердотопливными отопительными котлами. Они необходимы тут для противодействия образования коррозии. Жесткое горючее сгорает при достаточно больших температурах, а загружая на старте системы полную топку, мы подвергаем теплообменники массивным нагрузкам. В это самое время через них протекает холодный теплоноситель, что вызывает образование конденсата.
Байпасный клапан – это трехходовой термостатический клапан, призванный обеспечить резвый прогрев малого контура. Другими словами, нагревающийся теплоноситель поначалу циркулирует поблизости котла, температура в оборотной и подающих трубах стремительно выравнивается. После чего клапан приоткрывается, начиная подавать теплоноситель из общего контура. Таковой подход позволяет избавиться от образования конденсата на шаге старта системы.
Байпас в системе водоснабжения
Байпасные полосы применяются не только лишь в отопительных системах, но и в системах подачи воды. Обычный тому пример – внедрение запасного проточного водонагревателя в летнее время, когда горячее водоснабжение отключается на 2-3 недели. Многие потребители спасаются проточными водонагревателями, встраивая их в водопроводы на неизменной базе.
Когда подача жаркой воды прекращается в связи с плановыми ремонтными работами, потребители переключают подачу холодной воды на водонагреватели. Открываем кран с холодной водой, а из него течет жгучая – хорошее спасение в летний период. Как горячее водоснабжение будет восстановлено, делается переключение подачи холодной воды через байпас, а водонагревательное оборудование отключается.
Также вероятна организация подключения, дабы приготовленная в водонагревателе вода текла все-же через «горячий кран», а не через «холодный».
Где взять байпас
Самый обычной вариант – приобрести готовый байпас в сборе. К примеру, в продаже имеются готовые байпасные полосы для установки циркуляционного насоса. Стоимость на самый обычный вариант составляет около 1200-1300 рублей. Также ничто не мешает собрать его без помощи других, воспользовавшись металлическими трубами и фитингами с резьбовыми соединениями либо пластмассовыми трубами, соединяемыми пайкой.
В продаже имеются уже готовые сварные байпасные полосы для применения вместе с батареями отопления – спрашивайте их в специализированных магазинах.
Предназначение байпаса на отопление. Для чего нужен? Механизм работы и правила монтажа
При монтаже системы подогрева принципиально сделать такую конструкцию, которая будет работать с наибольшим КПД и не растеряет эффективность из-за сбоев циркуляции теплоносителя.
Для этой цели нужно применять байпас: элемент служит для обеспечения безопасности и стабильности жаркого контура и не позволяет ему выйти из строя, даже если на радиаторе отопления случится протечка.
Что такое байпас в системах отопления
Байпасом именуется участок магистрали, который делает функцию перемычки и устанавливается между прямой и оборотной трубами для того, дабы держать под контролем бесперебойную подачу воды.
Обводной контур изготавливают из такого же материала, из которого выполнен стояк, но выбирают для этого трубу наименьшего поперечника. Опционально на «шунт» устанавливают оборотный клапан для предотвращения оттока воды против основного хода циркуляции.
Зачем нужен этот элемент в отопительной системе
В большинстве случаев в высотных домах старенькых серий устроены однотрубные отопительные системы, которые отличаются простотой схемы и низкими затратами на установка. Теплопункт строения имеет коллекторы подачи и «обратки», оснащается радиаторами, и при трагедии на одном из них приходится делать демонтаж батареи.
Такая ситуация приводит к полной парализации работы стояка, если система не оснащается байпасом: этот элемент дает возможность перекрыть движение теплоносителя при помощи запорной арматуры. В итоге жидкость будет циркулировать по другим радиаторам, а покоробленные элементы можно будет поменять.
При помощи этого «шунта» становится вероятным:
Отрегулировать количество теплоносителя.
Поменять батареи, выполнить их ремонт в условии запущенной системы без ее остановки.
Ускорить процессы слива и заполнения обогревательных контуров рабочей средой.
Обеспечить циркуляцию теплоносителя в принудительной системе подогрева после остановки насоса.
По байпасу вода транспортируется параллельно участкам с запорной арматурой. Обводной контур также может употребляться для слива и повторного заполнения отопительного трубопровода.
Принудительная система, снаряженная этим приспособлением, будет работать даже при выключении насоса: после прекращения подачи энергии довольно перекрыть краны, ведущие к насосу, и открыть центральный запорный элемент.
В однотрубной системе
У профессионалов не появляется вопроса о том, нужен ли байпас в однотрубной системе отопления. Ответ конкретный — да. Обвод позволяет:
Отрегулировать степень нагрева радиаторов, если установить кран-термостат заместо запорной арматуры.
Поменять батарею без слива теплоносителя и снижения его температуры.
Сохранить работоспособность контура подогрева даже если батарея даст течь.
В многоквартирных домах перед проведением манипуляций с отопительной системой необходимо получить разрешение от служащих управляющей компании.
В двухтрубной системе
Обладатели личных домов интересуются, необходимо ли устанавливать байпас, если в помещении устроена двухтрубная система отопления. В данном случае перемычка необязательна, так как радиаторы смонтированы независящим методом, который позволяет отключить батарею либо выполнить ее подмену без остановки работы подогрева.
Такая система считается более дорогой в монтаже, ее установка просит больше времени, но ввиду усовершенствованной эффективности и простоты ремонта ее все почаще обустраивают в современных личных и высотных зданиях.
Следует убедиться, что система вправду двухтрубная: некоторые однотрубные конструкции снаружи смотрятся похоже, но заместо параллельной трубы там устроен стояк для верхней подачи воды. В таких системах байпас монтировать также непременно.
Как осуществляется установка байпаса в системе отопления?
Установка обводного контура может быть проведен по различным схемам:
На радиаторах однотрубных систем открытого или закрытого типа.
Параллельно насосному устройству, которое работает в гравитационной термический сети (самотечная система).
Установка в качестве перемычки между трубами подачи и оборотного движения теплоносителя.
Установка на смесительных узлах.
Если идет речь о многоэтажке, где к основному стояку жаркой воды подключается полотенцесушитель, в конструкции тоже необходимо установить байпас.
Как выполнить перемычку и верно избрать поперечник сечения
Для монтажа «шунта» нужно верно избрать точку подключения: она должна размещаться как можно поближе к радиатору, но далее от трубы стояка. По мере надобности байпас можно оснастить вспомогательным краном.
Перед установкой необходимо провести расчеты и приобрести комплектующие детали; принципиально, дабы поперечник байпаса в однотрубной системе был меньше сечения главных труб на один размер.
Для внедрения насосного узла на пластмассовые трубы, его собирают заблаговременно и соединяют при помощи впаянных тройниковых перемычек, а при установке на железные трубы поначалу необходимо приварить отводы для насоса.
При выполнении монтажных работ принципиально держать в голове о следующих моментах:
В качестве запорной арматуры рекомендуется применять шаровые краны, которые позволяют стремительно перенаправить жидкость в байпас.
Смесительный клапан монтировать не нужна, так как он работает в коллекторных системах, где скорость теплоносителя уже приведена к нормальному показателю.
Нельзя допустить, дабы запорная арматура перегревалась, так как это понижает ее эксплуатационные характеристики. По этой причине приваривать арматуру необходимо на расстоянии минимум в 20 см от клапанов, которые могут разорваться либо деформироваться.
Насос ставится так, дабы рабочий вал размещался горизонтально: это позволяет уменьшить гравитационную нагрузку и продлить ресурс устройства.
Предлагаем поглядеть видео, демонстрирующее правила установки байпаса в системе отопления:
Байпас – принципиальный для функционирования однотрубной отопительной системы элемент, который незаменим по мере надобности обслуживания, ремонта и демонтажа радиаторов. Установка этого компонента полностью вероятна своими силами, принципиально только верно подобрать комплектующие, позаботиться о наличии инструментов и соблюдать аннотацию.
Что такое байпас в системе отопления
Байпас (байпасный обвод) – это запасный трубопровод, служащий для перенаправления протока теплоносителя в обход (или параллельно) определенного участка отопительной магистрали.
Обычно, на участке с байпасом устанавливается определенное оборудование. В данном обзоре рассмотрена композиция из батареи отопления и байпаса в однотрубной системе отопления.
Механизм работы и функции байпаса
Механизм работы байпасного узла заключается в следующем:
- Как температура воздуха в помещении подымается до комфортабельного уровня и в предстоящем перегреве нет необходимости, вы перекрываете вентили на входе и выходе из батареи (терморегулятор, запорный кран), и жгучая вода по байпасу проходит мимо радиатора, давая возможность лучше прогреться последующим радиаторам в доме.
Установка байпаса целесообразна только при однотрубной системе. Тут он делает следующие функции:
- В связке с терморегулятором, который замедляет движение теплоносителя, байпас позволяет сверхизбыточную часть теплоносителя стремительно и беспрепятственно перенаправить назад в стояк системы, и дальше — к следующим радиаторам отопления.
- В связке с отсечными кранами позволяет демонтировать радиатор без остановки потока в системе.
- Функция балансировки заключается в отводе лишнего теплоносителя, и предстоящем его действенном перераспределении по всей системе.
Советы по монтажу байпаса
При установке байпаса нужно соблюдать определенные правила:
- Поперечник байпаса должен быть меньше основной трубы на один калибр. По другому по законам гидравлики весь теплоноситель будет течь по пути меньшего сопротивления мимо радиатора отопления. Например, если подводка имеет ∅ ¾ дюйма, то для байпаса необходимо применить ∅ ½ дюйма.
- Устанавливать байпас необходимо как можно поближе к батарее отопления и, соответственно, далее от стояка.
- На стадии проектирования решите, как автоматическим должен быть процесс управления радиатором отопления. В согласовании с этим в предстоящем используйте запорные краны либо терморегуляторы.
- Необходимо учесть, что после установки байпаса теплоносителя в радиатор будет поступать на 30-35% меньше, а теплопотеря снизится на 10 — 15%. С учетом этого необходимо подбирать типоразмер нового радиатора.
- Не рекомендуется устанавливать запорный кран на самом байпасе. Это в особенности животрепещуще в многоквартирных домах, когда по неосмотрительности, перекрыв этот кран и краны на радиаторе, вы останавливаете поток теплоносителя во всей системе.
Схемы монтажа байпаса в системе отопления
Установка байпаса на батарею отопления должна выполняться с выполнением критерий по поперечникам труб в узле, подбором рационального места и правильной сборки. С учетом способности случайного перекрытия основного контура отопления, не допустимо наличие запорной арматуры на участке от стояка до самого байпаса и на самом байпасе. Для равновесной работы системы, перемычку байпаса нужно монтировать на наивысшем удалении от магистральной трубы и на наименьшем от самой батареи.
Схематически узел байпаса в системе однотрубного отопления представлен в следующей таблице:
Схема монтажа байпаса при диагональном, нижнем и боковом подключении в однотрубной системе отопления. ДУ1 – поперечник условного прохода трубы стояка отопления. ДУ2 – поперечник труб подводки к радиатору (от тройника до радиатора отопления). Данный поперечник должен быть на один размер меньше поперечника трубы стояка. ДУ3 – поперечник байпаса. Он на один размер меньше труб подводки и на два размера меньше трубы стояка. |
Более детально все составляющие, входящие в узел байпаса, рассмотрены в 2-ух следующих схемах. Они являются распространенными, но необходимо отметить о наличие других вариантов выполнения — с внедрением металлопластиковой трубы с опрессовкой фитингов либо готового байпаса, с уже нанесенными резьбовыми участками.
1-ая схема — байпасный узел радиатора, выполненный из полипропиленовых труб с напаянными фитингами:
1) Труба контура отопления (стояк). | |
2) Резьбовой фитинг для перехода с железной трубы на полипропиленовую. | |
3) Участок трубы, которым будет задаваться расстояние от оси стояка до байпаса. | |
4) Тройники, разделяющие поток на трубу подводки и на байпас. | |
5) Участок подводки к радиатору. | |
6) Перемычка-байпас. | |
7) Фитинги для перехода со сварных соединений полипропилена на резьбовые (железные). | |
Штуцеры, вкручиваемые в радиатор, для соединения с накидными гайками (американками). | |
9) Накидная гайка (американка) | |
10) Терморегулятор. | |
11) Запорный кран. |
Используя железные трубы, установка байпаса можно создавать как с помощью сварки, так и с применением деталей с резьбовыми соединениями (краны, тройники, переходники).
Сантехнический набор изделий из металла для обвязки радиатора с установкой байпаса. |
Выбор варианта выполнения байпаса в связке с радиатором отопления зависит определенной системы и наличия требуемых расходников. Так, если вся система смонтирована с внедрением полипропиленовых труб, то разумным и обычным решением будет выполнить байпас из числа тех же материалов. В случае же с железным стояком можно для байпаса применять как железные трубы, так и полипропиленовые, металлопластиковые (при желании).
Видео по теме
Лаконичный результат: устанавливая байпас, отнесите его от стояка поближе к радиатору отопления; исключите наличие запорного крана на байпасе; подбирайте нужные фитинги и поперечникы для труб в узле.